Несмотря на войну, НБУ усиливает регулирование банков, приближая их к стандартам ЕС. В ближайшие несколько лет финучреждениям придется приспособиться к новым требованиям достаточности капитала. Как банки меняют бизнес-стратегии в условиях войны и новых регуляторных правил, и что это значит для их клиентов, «Минфину» рассказал независимый член наблюдательного совета «RwS bank» Михаил Видякин.
Михаил, еще до войны Нацбанк требовал у банков разрабатывать и согласовывать с ним свои стратегии и планы развития (на 3 года). Насколько существенно банкам пришлось менять их после 24 февраля 2022 года?
Война действительно оказала существенное влияние на планы и стратегии банков. Это был неожиданный фактор, в который никто не верил. Но регулятор начал готовить банки к такому сценарию еще задолго до 22 февраля 2024 года — за 7−8 лет. После 2014 года изменились подходы к оценке прозрачности системы, раскрытию информации о конечных бенефициарах финучреждений, кредитованию связанных лиц и т. п. Также все мы помним кейсы вывода банков с рынка в 2014—2016 гг., что, как мне кажется, стало действенным оздоровлением банковского сектора.
По моему мнению, это можно считать определенной подготовкой к более «горячим» событиям, которые развернулись со временем, и это удалось.
Что дали банковской системе эти меры?
Увеличилось количество рыночных банков, которые не являются чьими-то «кошельками», играют по правилам, ориентируются на потребности клиентов. А в 2022 году украинская банковская система прошла тест на стабильность — мы все видели, как банки выстояли, одновременно предоставляя услуги клиентам. Благодаря банкам, тогда общество могло, да и сейчас может, быстро собирать необходимые суммы для нужд наших военных.
Но с началом войны встал вопрос о непрерывности процессов. Пришлось задействовать разработанные ранее планы, как именно банк будет работать в условиях неопределенности, которые казалось, не должны были быть нужны вообще, но произошло то, что произошло. Конечно, было много новых вызовов для ежедневных операций. Даже с персоналом начались проблемы — многие специалисты уехали за границу. Но, как показало время, этот сложный этап банковская система успешно прошла, в том числе с помощью регулятора, который был готов поддержать банки ликвидностью и даже регуляторно.
Что именно (в каких направлениях/бизнесах/процессах) пришлось менять банкам из-за войны, например, в вашем банке?
Мы работаем с клиентами, которых мы знаем, и которые знают нас. У нас достаточно большая часть активов в ОВГЗ, и их легко конвертировать в ликвидность, плюс большая часть — в денежном эквиваленте.
Около половины активов в высоколиквидном состоянии — это очень хорошо для небольших банков, которые ищут свои ниши на рынке и доходные инструменты, включая кредитование. С начала войны доля кредитования юридических лиц в активах у нас растет примерно на 10−15% каждый год.
В целом наша бизнес-модель с началом войны не изменилась: «RwS bank» — это корпоративный банк, но с универсальной моделью, потому что мы можем обслуживать и физлиц-сотрудников наших клиентов, а также, которые зашли в наше отделение, или еще клиентов наших партнеров, например, автосалонов, риелторов, нотариусов и других.
Впрочем, из-за войны пострадало направление бизнеса операций с банковскими металлами. До войны «RwS bank» был одним из ведущих участников рынка в этом сегменте. Но с началом полномасштабного вторжения регулятор ввел ограничения, поэтому это направление пришлось остановить.
Хочу отметить, что банковские стратегии полностью скорректированы. Мы прошли этап турбулентности, и нынешняя ситуация — это новая «нормальность», в которой существуют банки. Никто не знает, когда закончится война, но все к этому готовятся.
Как именно?
Мы видим активность государства — кредитные программы «Доступные кредиты «5−7−9», «єОселя», стимулирование энергоэффективности, аграрного сектора. Под «государственным зонтиком» появляются новые финучреждения для поддержки бизнеса. То есть уже идет подготовка банковской системы к активной фазе экономического развития в текущий и послевоенный период.
Плюс сами банки отдают себе отчет, что времена высоких ставок — 25% годовых и более — уже прошли. Учетная ставка НБУ сейчас — 13%, и, по последним прогнозам НБУ на 2025−2026 годы, может снизиться до 10%.
Банки к этому готовятся, настраивают свои скоринговые системы, процессы риск-менеджмента, сервисы удаленного обслуживания, чтобы более активно кредитовать клиентов и взаимодействовать с ними в будущем.
Бизнес уже готов кредитоваться под 18−21% с покрытием по программе «5−7−9», а банки готовы предоставлять кредиты под такие проценты.
А как насчет классических банковских продуктов?
Банки готовятся возвращаться к кредитованию за счет депозитов, остатков средств на счетах и грамотного управления этими деньгами.
Параллельно идет фокус на технологичность, потому что клиенты диктуют условия, хотят независимо управлять своим временем, деньгами, операциями, получить качественный электронный клиент-банкинг с разным функционалом: от предоставления выписок до конвертации валют и подачи заявки на кредит, и понимания того, на каком этапе рассмотрения она находится. Это касается и корпоративных клиентов, и розничного сектора.
Мы также поставили обновление мобильного приложения в приоритеты на следующий год. Не пытаемся стать лидером в этом деле, но хотим, чтобы нашим клиентам было удобно.
Как перестройка бизнес-процессов после полномасштабного вторжения сказалась на текущей работе и предоставлении услуг? Как это отразилось на клиентах?
Как я уже упоминал, в бизнес-модели «RwS bank» с началом войны пока мало что изменилось. По-прежнему это прежде всего корпоративный банк. Но поскольку усилилось развитие торговли, в том числе международной, мы предложили более качественный сервис нашим клиентам по валютным операциям — предлагаем одни из лучших курсов на рынке, поддерживаем клиентов консультациями по контрактам и операциям с валютами, и т. д.
Также мы усилили работу с автосалонами, продавцами недвижимости, нотариусами и другими партнерами. Заботимся о том, чтобы их клиенты могли получить качественный и быстрый финансовый сервис с человеческим отношением здесь и сразу.
Еще один акцент — на клиентах, у которых уже есть основной банк — как правило, другой и большой. Далеко не все могут получить там индивидуальный подход, потому что крупные банки работают, как своего рода «конвейер», часто не имея времени разбираться в деталях операций некоторых клиентов. Поэтому с прошлого года мы пытаемся компенсировать этот пробел, и даем предпринимателям то, чего им не хватает в крупных банках, — особое внимание к их кейсу, детальный анализ бизнес-планов и, наконец, необходимые для развития деньги.
Если говорить конкретно, за чем клиенты крупных банков идут в небольшие финучреждения?
К примеру, у нас есть клиенты, которым в крупных банках вообще отказали в кредитовании. А мы дали деньги, к тому же быстро. Вот реальный кейс: фермер из одного из регионов получил отказ в своем крупном банке, в который «стучался» несколько месяцев, а мы за день проанализировали его документы и предложили ему кредитную линию до 10 миллионов гривен.
На самом деле, у малого и среднего бизнеса разные истории отношений с банками, вплоть до судебных «разборок». Так складывается по многим причинам, в том числе и потому, что некоторые финучреждения уделяют бизнесу мало внимания, не всегда детально анализируют его потребности, в результате дают не то, что нужно, а иногда — неполную информацию обо всех условиях и особенностях обслуживания.
Мы готовы работать с такими клиентами, помогая с разбором ситуации и предоставляя им комфортные условия не только в выборе нужного банковского продукта, но и в обслуживании. Предприниматель получает конкретного менеджера и номер телефона, куда звонить с вопросами. Даже на нашем сайте указан не просто телефон «горячей» линии или офиса, а прямой мобильный номер конкретного специалиста, к которому можно обратиться по любым вопросам обслуживания. Это не искусственный интеллект, а живой человек, профессионал, с которым можно поговорить и скоординировать решение своего вопроса.
Только не говорите, что в «RwS bank» можно звонить круглосуточно…
Можно, потому что после 18:00 работает контакт-центр на аутсорсе. Там как минимум зафиксируют ваше обращение, а с утра уже ждите звонка от менеджера.
Еще до полномасштабного вторжения Нацбанк стал применять единую процедуру и методологию процесса надзорных проверок и оценки (отказался от системы CAMELSO и начал переводить украинскую банковскую систему на SREP). Какие проблемы из-за этого возникали, и в первую очередь у каких банков — системных или небольших?
CAMELSO — это предварительная рейтинговая система оценки деятельности банков по определенным показателям, которая применялась еще с 90-х годов прошлого века во время выездных или инспекционных проверок. А SREP — это уже европейская модель, единая процедура и методология надзорных проверок и оценки банков, которая позволяет регулятору всесторонне оценить банки по таким элементам, как бизнес-модель, капитал, ликвидность, корпоративное управление и система внутреннего контроля. Это позволяет сделать комплексное заключение о работе и стабильности конкретного банка.
Сложности с переходом на SREP, конечно, есть, тем более, что внедрение этой системы идет параллельно с переходом на Базель III, введением новых стандартов достаточности капитала и нормативов ликвидности и т. д.
Нововведение требует от банков не только пересмотра структуры капитала и разработки новых методик оценки и прогнозирования ликвидности, но и перенастройки многих внутренних процедур и процессов, совершенствования систем внутреннего контроля и управления рисками, а также аналитических и IT-систем, чтобы обеспечить регулярную и адекватную отчетность перед регулятором. Потому что, если «под капотом», то есть в банке, что-то пройдет не так, то и Нацбанк получит неверные данные, а это может повлечь существенные последствия.
Поэтому важно, чтобы все настройки — от конкретной операции до отчетности — работали идеально.
Требования ко всем банкам одинаковые, и тех, у кого «все просто», точно нет. Но у разных банков — разные возможности. Если крупные банки могут рассчитывать на поддержку государства, или мощных материнских компаний, которые готовы вливать в них капиталы и привлекать экспертов-консультантов, то у небольших частных финучреждений могут возникать вопросы к капитальным вложениям и финансированию значительных затрат, так как потенциально инвесторам не всегда просто вытащить деньги из других бизнесов или вообще их найти. Плюс — у малых банков достаточно ограниченный человеческий ресурс.
Именно поэтому НБУ откладывал некоторые требования в рамках SREP и дал банкам больше времени, чтобы вникнуть в новые требования?
Так, регулятор понимает проблемы малых и средних банков, и делает определенные упрощения и дает больше времени рынку на внедрение новых требований, проводит консультации и семинары.
Какие рычаги влияния будут иметь Нацбанк и как сможет их использовать?
Регулятор становится более информированным, а значит, может более детально разобраться, что происходит в банках, и разрабатывать прогнозные модели о том, куда движется банковская сфера, какие финансовые тенденции есть на рынке. Для регулятора это хорошо, потому что он должен держать руку на пульсе. А сбор информации позволяет видеть только зарождающиеся на рынке тренды. Для клиентов банков такая система тоже работает в плюс.
Но могут быть сложности у банков, и чем меньше у финучреждения возможностей найти дополнительное финансирование для изменений, тем больше может возникать потенциальных проблем.
О каких суммах идет речь?
Новые IT-системы или их перенастройки, доработки, в зависимости от их специфики, — нуждаются в финансировании от нескольких сотен тысяч долларов до миллионов.
Это не единственное обновление, которое ждет банки. Наша банковская система постепенно переходит на Базель III. Что уже сделано и как это отразилось на клиентах наших банков?
Базель III — это тоже об укреплении банковской системы. Мы догоняем европейское регулирование для создания более стабильной системы требований к капиталу, ликвидности и управлению рисками в банках.
SREP — это, по сути, комплексная оценка банков со стороны регулятора, по требованиям Базель III. Если SREP — это инструмент, как и что мы «меряем» и оцениваем, то Базель III — это требования к тому, что оценивается в банках.
Меняются условия и требования к капиталу, идет перечисление финансовых показателей, и для некоторых банков это может быть проблемой. Сейчас эффект от новаций еще не вполне понятен, потому что есть факторы, которые влияют на банковскую систему более существенно — война, высокая волатильность на рынках, низкая экономическая активность и т. д.
Из того, что точно хорошо: регулятор предлагает достаточно понятный и четкий план внедрения новаций.
Но для рынка новые нормы могут означать изменения в ценообразовании на банковские услуги.
То есть они могут подорожать?
Да. Потому как банкам придется закладывать дополнительные расходы в ценообразование продуктов, в маржу.
Существенно ли вырастут тарифы?
Не думаю, что это будет большой процент. Всё зависит от конкретного банка. У некоторых могут стать платными определенные услуги, которые сейчас предоставляются бесплатно. Кто-то компенсирует ценник на одни услуги за счет других.
Скажем, если банк понимает, что какая-нибудь услуга у него хорошо продается, то может и не повышать цену, а компенсировать увеличение расходов за счет массовости. А на другие, непрофильные услуги, наоборот, увеличить ценник.
Некоторые эксперты ожидали от НБУ больше уступок по внедрению SREP и Базель III из-за войны. Мотивировали это тем, что требования к нашим банкам во время войны не могут быть такими же, как требования к банкам, которые живут и работают в мирное время. Соглашаетесь ли вы с этим?
По-моему, надо держать баланс между тем, что нужно рынку, потребителям и регулятору. Регулятор хочет, чтобы банковская система была более стабильной. Но во время войны лучше держать руку на пульсе и, возможно, немного продлевать сроки и корректировать планы, потому что угрозы сейчас существеннее изменений.
Как потребитель финансовых услуг, скажу, что переход на новые требования нужен, потому что так я получаю большую защиту для своих сбережений, которые несу в банк. И не только в банк, потому что все бизнесы пользуются банковскими услугами, и важно, чтобы их средства тоже были в безопасности.
С другой стороны, нужны максимально гибкие планы имплементации, в соответствии с факторами риска и размерами банков и их влиянием на рисковость всей финансовой системы.
Нацбанк проводит разъяснения, обучение, но, по-моему, не хватает более активной позиции со стороны профильного сообщества, банковских ассоциаций для регулярных дискуссий с регулятором.
У многих ли банков могут быть проблемы с новыми требованиями Нацбанка (в том числе регулятивными)? Могут ли они вынудить акционеров отказываться от банковских лицензий?
На самом деле, уже есть кейсы отказов от лицензий. Из последних — Альпари банк, который сдал свою лицензию в этом году. Он выполнил свои обязательства перед клиентами, остался юрлицом, его не ликвидировали, он просто изменил бизнес-модель. Так было и с другими банками до войны, и это нормально.
Отказываться от лицензий банки могут и по внутренним причинам, скажем, из-за изменения бизнес-модели, и из-за рыночных трудностей, трудностей увеличения капитала и т. д. Потому что у регуляторного давления есть своя цена, и для каждого банка это — своя сумма.
Представьте, приходит проверка, нужно отвлекать на это ресурсы, время, людей. А проверок от государства может быть несколько — и основная, и по финмониторингу, и налоговая, и еще и от Фонда гарантирования. Некоторые банки вообще могут не выходить из этого цикла проверок, поэтому банкам приходится создавать целые команды-подразделения, которые только этим и будут заниматься. Это не бизнес-деятельность, поэтому денег она не приносит. И чем больше регуляторных требований, тем выше эти расходы у банков и в целом по системе.
Сколько банков, по вашему мнению, могут по собственной инициативе сдать банковские лицензии, начать переговоры по объединению или продаже?
Конечно же, возможно и объединение банков, и их продажа.
Мы и до войны наблюдали процессы объединения, есть отдельная процедура, и даже упрощенная процедура, и этот процесс положительно влияет на рынок, потому что увеличивается капитал и ликвидность вновь созданного финучреждения, а это придает стабильности всей системе. И становится меньше участников на рынке для надзора регулятора.
Что касается инвесторов, пока идет война, о массовых сделках купли-продажи банков говорить рано. Да и после победы финансовый сектор, скорее всего, будет не первым, куда придут крупные инвесторы. Потому что есть другие, очень интересные сегменты, скажем, инфраструктура, строительство, восстановление территорий и производства, сельское хозяйство и т. д.
В финансовый сектор инвесторы пойдут, когда поймут, что в стране все спокойно, прозрачно работают государственные органы, растет экономика.
До войны банки часто говорили о небольшой прибыльности нашей банковской системы, а значит, и небольшой ее привлекательности для инвесторов. Впрочем, во время войны именно банковская система стала одним из самых прибыльных бизнесов. Как долго может продолжаться этот тренд высокой прибыльности и насколько это будет влиять на спрос на наши банки со стороны инвесторов?
Для инвесторов важна чисто классическая банковская прибыльность, а она зависит от темпов роста экономики. Растет экономика — увеличиваются объемы кредитования и платежеспособность потенциальных клиентов.
Если после победы будут высокие темпы восстановления, появятся новые рабочие места, будет расти спрос на банковские продукты, а значит, и прибыльность банков. Думаю, после войны мы увидим интересные изменения в банковском ландшафте, в том числе реализацию планов по приватизации государственных банков.
Как меняет свою стратегию «RwS bank»?
Мы проводили в этом году стратегическое обсуждение данного вопроса. Команда хочет видеть банк комфортным для клиентов — и существующих, и новых, и тех, у кого уже есть «свой банк». Это — на первом месте. Необходимо сделать так, чтобы клиент получал на понятных условиях и в нужные сроки (иногда это даже день в день, иногда на следующий день после обращения) нужные именно ему банковские продукты.
Именно это — наше конкурентное преимущество. Некоторые бюрократические процедуры есть и должны быть, но мы, как небольшой банк, можем быстро принимать решения и предоставлять индивидуальные условия в рамках существующих банковских пакетов, чтобы клиенту было удобно и комфортно. А если клиент доволен, то по его рекомендациям придут и другие.
Планируете ли вы уже или что будете менять в работе банка после войны?
Точно будет больше технологичности: от клиент-банкинга до обновления мобильного приложения и внедрения открытого банкинга («open banking»). Также планируем усиливать работу с партнерами, а также МСП и ФОПами.
Планируем держать бюрократические процедуры на минимальном уровне, возможно, даже переводить их в электронные каналы, чтобы «флажки» автоматически устанавливала система, а не люди, и клиенты получали полный комфорт от наших сервисов.
Возникли вопросы относительно качества обслуживания?
Яворская Диана Александровна
Депозитные вклады «RwSbank» защищены Фондом гарантирования вкладов физических лиц.
Контактная информация для защищенной категории лиц по урегулированию просроченной задолженности
Центральное отделение: г.Киев, ул. Прорезная, 6, (044) 590 00 00, office@rwsbank.com
© 2016 «RwS bank», Лицензия НБУ №277 от 24.11.16